В отделении спортивного туризма могут заниматься дети начиная с 8 лет.

Цели и задачи   в походе основе развитие массового спортивно-оздоровительного, пешеходного и краеведческого направления.

В отделении спортивного туризма работают:
 
 
  1. Глухов Андрей Николаевич, тренер, КМС по спортивному туризму, МБОУ «СОШ №43» г. Калуги;
  2. Минаев Владимир Валерьевич, тренер,  МБОУ "СОШ №10" с углубленным изучением отдельных предметов г. Калуги.
  3. Гришачев Иван Павлович, тренер МБОУ "СОШ №50" г. Калуги;
  4. Воробъева Татьяна Анатольевана, тренер МБОУ "СОШ №50" г. Калуги.


Спортивный туризм как вид спорта и его особенности


        Спортивный туризм – вид спорта, заключающийся, как правило, в автономном командном прохождении пешком или на определенных средствах передвижения (в зависимости от вида туризма) маршрутов (дистанций), состоящих из набора естественных протяженных и локальных препятствий в условиях воздействия погодно-климатических, высотных, широтных и других факторов природной среды. Спортивный туризм как вид спорта подразделяется на две ветви – «Маршрут» (поход) и «Дистанция» (соревнования), каждая из которых представляет собой спортивные дисциплины – походный туризм и туристское многоборье. Настоящая программа распространяется только на походный спортивный туризм независимо от видов туризма.
         Процесс прохождения избранного туристской группой (командой) маршрута называется туристским походом. Поход, заявленный через соответствующую маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), которая проверяет соответствие маршрута похода и состава группы требованиям нормативных документов и соблюдения безопасности, называется спортивным туристским походом (СТП). Поход, соответствующий по продолжительности, протяженности и набору препятствий требованиям одной из 6 категорий сложности, называется категорийным. Разряды и звания в спортивном походном туризме присваивают, как правило, только за прохождение в качестве участника или руководителя туристской группы маршрутов категорийных СТП.
       Спортивный туризм представляет собой многоплановое явление, включающее как путешествия различной сложности в природной среде от простейших походов выходного дня до сложнейших высококатегорийных прохождений маршрутов в совершенно необжитых и непригодных для жизни местах, так и соревнования по туристскому многоборью и ориентированию на местности, оригинальную систему подготовки кадров участников и руководителей походов, гидов-проводников и инструкторов по туризму, техническое и песенное творчество, туристские слеты и вечера и многое другое.
          Спортивный туризм по своему происхождению тесно связан с такими ныне самостоятельными видами спорта как альпинизм, спортивное скалолазание, спортивное ориентирование, гребной слалом.
Он является технической основой многих активных форм коммерческого туризма, экспедиционной практики природоведческих наук, способов выживания и действий специальных войсковых подразделений и спасателей.
Все это позволяет в спортивной школе готовить не только кадры спортсменов, но и активно заниматься профессиональной ориентацией и подготовкой кадров для особо эксклюзивного применения.

          Совершенно замкнутый коллектив туристской группы на маршруте в условиях высоких физических нагрузок и дискомфортного существования должен обладать достаточно высокой степенью психологической совместимости во избежание распада группы, повышения риска аварийности и других чрезвычайных происшествий.
Длительное постоянное пребывание туристской группы в далеко не всегда комфортных погодно-климатических условиях природной среды и преодоление в этих условиях сложных локальных и протяженных препятствий требует от участников походов хорошей закалки, высокой моральной и психологической устойчивости на стрессовые ситуации.
            Необходимость длительного пребывания туристов в условиях воздействия различных погодно-климатических факторов требует проведения достаточно большого количества тренировочных занятий в природной среде, что, в свою очередь, требует создания тренировочных полигонов для подготовки дистанций по туристскому многоборью и спортивному ориентированию, учета затрат времени тренеров на планирование и постановку трасс учебных соревнований.

Организационно-методические указания по подготовке спортивных туристов
  1. Многолетнюю подготовку спортивных туристов всех возрастов следует рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и девушек, взрослых спортсменов на всех этапах подготовки.
  2. При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений.
  3. В процессе подготовки всех возрастных групп тренировочные и соревновательные нагрузки должны быть направлены на увеличение объемов и интенсивности с целью достижения уровня, характерного для начала следующего учебного года. При этом должны соблюдаться принципы комплексности (тесная взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической, теоретической, психологической подготовки,  воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля), постепенности (специальная подготовленность должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям спортсмена), преемственности (правильность последовательности изложения программного материала на всех этапах обучения, применения необходимых задач, средств и методов в многолетнем учебно-тренировочном процессе, обеспечения нужных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок с целью достижения уровня высшего спортивного мастерства), вариативности (изменения программного материала в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена с целью решения определенных педагогических задач).
  4. Преимущественная направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки должна определяться с учетом сенситивных (наиболее благоприятных) периодов развития физических и психических качеств.