








|
В отделении спортивного туризма могут заниматься дети начиная с 8 лет.
Цели и задачи в походе основе развитие массового спортивно-оздоровительного, пешеходного и краеведческого направления.
В отделении спортивного туризма работают:
- Глухов Андрей Николаевич, тренер, КМС по спортивному туризму, МБОУ «СОШ №43» г. Калуги;
- Минаев Владимир Валерьевич, тренер, МБОУ "СОШ №10" с углубленным изучением отдельных предметов г. Калуги.
- Гришачев Иван Павлович, тренер МБОУ "СОШ №50" г. Калуги;
- Воробъева Татьяна Анатольевана, тренер МБОУ "СОШ №50" г. Калуги.
Спортивный туризм как вид спорта и его особенности
Спортивный туризм – вид спорта, заключающийся, как правило, в
автономном командном прохождении пешком или на определенных средствах
передвижения (в зависимости от вида туризма) маршрутов (дистанций),
состоящих из набора естественных протяженных и локальных препятствий в
условиях воздействия погодно-климатических, высотных, широтных и других
факторов природной среды. Спортивный туризм как вид спорта
подразделяется на две ветви – «Маршрут» (поход) и «Дистанция»
(соревнования), каждая из которых представляет собой спортивные
дисциплины – походный туризм и туристское многоборье. Настоящая
программа распространяется только на походный спортивный туризм
независимо от видов туризма. Процесс прохождения избранного
туристской группой (командой) маршрута называется туристским походом.
Поход, заявленный через соответствующую маршрутно-квалификационную
комиссию (МКК), которая проверяет соответствие маршрута похода и состава
группы требованиям нормативных документов и соблюдения безопасности,
называется спортивным туристским походом (СТП). Поход, соответствующий
по продолжительности, протяженности и набору препятствий требованиям
одной из 6 категорий сложности, называется категорийным. Разряды и
звания в спортивном походном туризме присваивают, как правило, только за
прохождение в качестве участника или руководителя туристской группы
маршрутов категорийных СТП. Спортивный туризм представляет собой
многоплановое явление, включающее как путешествия различной сложности в
природной среде от простейших походов выходного дня до сложнейших
высококатегорийных прохождений маршрутов в совершенно необжитых и
непригодных для жизни местах, так и соревнования по туристскому
многоборью и ориентированию на местности, оригинальную систему
подготовки кадров участников и руководителей походов, гидов-проводников и
инструкторов по туризму, техническое и песенное творчество, туристские
слеты и вечера и многое другое. Спортивный туризм по своему
происхождению тесно связан с такими ныне самостоятельными видами спорта
как альпинизм, спортивное скалолазание, спортивное ориентирование,
гребной слалом. Он является технической основой многих активных форм
коммерческого туризма, экспедиционной практики природоведческих наук,
способов выживания и действий специальных войсковых подразделений и
спасателей. Все это позволяет в спортивной школе готовить не только
кадры спортсменов, но и активно заниматься профессиональной ориентацией и
подготовкой кадров для особо эксклюзивного применения.
Совершенно
замкнутый коллектив туристской группы на маршруте в условиях высоких
физических нагрузок и дискомфортного существования должен обладать
достаточно высокой степенью психологической совместимости во избежание
распада группы, повышения риска аварийности и других чрезвычайных
происшествий. Длительное постоянное пребывание туристской группы в
далеко не всегда комфортных погодно-климатических условиях природной
среды и преодоление в этих условиях сложных локальных и протяженных
препятствий требует от участников походов хорошей закалки, высокой
моральной и психологической устойчивости на стрессовые ситуации. Необходимость
длительного пребывания туристов в условиях воздействия различных
погодно-климатических факторов требует проведения достаточно большого
количества тренировочных занятий в природной среде, что, в свою очередь,
требует создания тренировочных полигонов для подготовки дистанций по
туристскому многоборью и спортивному ориентированию, учета затрат
времени тренеров на планирование и постановку трасс
учебных соревнований.
Организационно-методические указания по подготовке спортивных туристов
- Многолетнюю подготовку спортивных туристов всех возрастов следует
рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий
преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков,
юношей и девушек, взрослых спортсменов на всех этапах подготовки.
- При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса
необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах
которых спортсмены добиваются своих высших достижений.
- В процессе подготовки всех возрастных групп тренировочные и
соревновательные нагрузки должны быть направлены на увеличение объемов и
интенсивности с целью достижения уровня, характерного для начала
следующего учебного года. При этом должны соблюдаться принципы
комплексности (тесная взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного
процесса: физической, технико-тактической, теоретической,
психологической подготовки, воспитательной работы и восстановительных
мероприятий, педагогического и медицинского контроля), постепенности
(специальная подготовленность должна соответствовать возрастным и
индивидуальным возможностям спортсмена), преемственности (правильность
последовательности изложения программного материала на всех этапах
обучения, применения необходимых задач, средств и методов в многолетнем
учебно-тренировочном процессе, обеспечения нужных объемов тренировочных и
соревновательных нагрузок с целью достижения уровня высшего спортивного
мастерства), вариативности (изменения программного материала в
зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена с целью решения
определенных педагогических задач).
- Преимущественная направленность тренировочного процесса на
различных этапах многолетней подготовки должна определяться с учетом
сенситивных (наиболее благоприятных) периодов развития физических и
психических качеств.
|